Асессор (от англ. assessor – оценщик, эксперт) — сотрудник, вручную оценивающий веб–страницу, сгенерированную поисковой системой в ответ на поисковый запрос пользователя.
Генерация поисковой страницы (SERP) происходит автоматически в соответствии с результатами поиска и ранжирования, произведенными роботами поисковой системы. Задача асессора — дать независимую оценку релевантности сайтов, попавших в поисковую выдачу, заданному поисковому запросу. Поисковые системы набирают асессоров разными способами: Яндекс работает с ними напрямую, Google пользуется услугами рекрутинговых компаний. Нанятый сотрудник обеспечивается специальным программным обеспечением, которое позволяет вносить в опросный лист свои результаты оценки по большому количеству параметров и отправлять отчет в центр для дальнейшей обработки.
Цель работы асессоров
В результате анализа информации, поступившей от асессоров, принимаются решения для:
- улучшения текущей поисковой выдачи;
- дальнейшего совершенствования алгоритмов поиска.
Задачи работы асессоров
Оценить релевантность сайта поисковому запросу. Для этого ресурс относится к одному из типов:
- убрать из поисковой выдачи вредоносные и содержащие запрещенный контент ресурсы (призывы к насилию, войне, экстремистская направленность, призывы и инструкции по суициду, пропаганда наркотиков, пр.);
- официальные источники информации;
- полностью отвечающий на вопрос полезный ресурс;
- релевантный ресурс;
- релевантный сайт или документ;
- спам (сайт, созданный для перенаправления запроса на другой ресурс, другие уловки черного SEO);
- ошибочно включенный в список полезный ресурс, ключевые слова которого неотличимы от поискового запроса для робота, но очевидны для человека, например ключи, содержащие омонимы («лук» — растение и «лук» — оружие; «ладья» — судно и «ладья» — фигура в шахматах).
Список параметров, по которому оценивается поисковая выдача, индивидуален для каждой поисковой системы и относится к сфере коммерческой тайны. Он постоянно совершенствуется и дополняется. Труд асессоров по корректировке поисковой выдачи повышает доверие пользователей к конкретной поисковой системе, служит инструментом ее «самообучения» и совершенствования алгоритма автоматического ранжирования сайтов.