Что такое кастомизация
Кастомизация — отход от массового производства путем формирования продукта, приближенного к ожиданиям клиента. Он заключается в предоставлении заказчику продукта с отобранными элементами. При индивидуальной настройке компании не нужно знать желания клиента. Покупатель модифицирует продукт на свое усмотрение, а продавец реализует только сделанные шаблоны по его заказу.
Клиенты могут настроить конечный продукт на основе назначенного шаблона с помощью онлайн-инструмента — визуального мастера (фоторедактор, графический дизайнер). Они обеспечивают постоянный графический предварительный просмотр. Заказчик, проектирующий или настраивающий продукт, может видеть, как будут выглядеть эффекты.
Одной из первых компаний, предложивших подобное решение в IT-индустрии, была индивидуально настроенная компания Dell. Заказчики могли настраивать компьютеры под свои потребности.
Индивидуализация набирает популярность в сфере общественного питания, производства обуви, одежды, мебели. Кастомизацию используют компании Nike, Adidas, IKEA, Levi’s, автомобильная компания BMW.
Массовое производство
При массовом производстве мы имеем дело с выпуском однородных продуктов. Оно обычно автоматизировано. Воспроизводимость запасов, товаров высока. Изменчивость потребления запасов низкая. Это связано с небольшими затратами и высокой доступностью изделий.
Кастомизации — производство по индивидуальному заказу. Поэтому повторяемость товаров и запасов низкая, а изменчивость потребления запасов высока. Затраты и цены на них высоки.
Влияние степени настройки на организацию
Кастомизация заставляет компанию применять стратегии организационного развития: Lean и Agile. Есть три основные группы факторов:
- логистика — где хранятся основные запасы, как они распределяются и какова изменчивость потребления запасов
- производство — возможность ввести непрерывный поток
- бизнес — акцент на основных элементах бизнес-процесса.
Влияние степени кастомизации на организацию
- Производство с минимальными настройками. Основные запасы хранятся в виде готовых товаров на центральных складах, что связано с их высокой доступностью, коротким циклом поставки. Но это приводит к высоким затратам. Из-за низкой индивидуализации воспроизводимость материалов и полуфабрикатов высока, а изменчивость потребления низкая.
- Средняя степень настройки. Запасы хранятся в виде деталей и компонентов. Затраты на поддержание инвентаря ниже, чем для изделий с низкой кастомизацией, но время доставки увеличивается. Повторяемость продуктов различна, но повторяемость материалов и полуфабрикатов высока, а изменчивость износа низкая.
- Широкие возможности настройки. Складские запасы хранятся в виде сырья или материалов. Это требует небольших затрат на техническое обслуживание. Время выполнения заказа увеличивается. Воспроизводимость продуктов, материалов очень низкая, а потребление велико. Они разрабатываются и производятся по прямому заказу клиента.
Концепция массовой настройки
Массовая кастомизация — массовая настройка, или индивидуализация. Производится много различных изделий. Распространенная модификация при индивидуализации — изменение надписи, размещения имени или посвящения на упаковке. Эта форма модификации используется для ювелирных изделий (часы, украшения). Другие продукты, в которых используются такие решения, — туристические сувениры (брелоки, футболки, ручки с надписью, фотографией или принтом по выбору заказчика).
Кастомизация и персонализация
Индивидуальная настройка отличается от персонализации. Для последней нужна информация о пожеланиях клиентов, на основании которых настраивается товар. Это нужно для подсчета затраты. При настройке компании необязательно иметь эту информацию. Она создает продукцию с элементами, модификациями, указанными самим клиентом. При индивидуальной настройке цена выше из-за индивидуального характера товара.
Достоинства и недостатки кастомизации
Преимущества:
- удовлетворенность клиентов из-за ощущения уникальности, связанного с покупкой индивидуально разработанного или совместно разработанного товара
- соответствие пожеланиям покупателей
- предварительные знания о клиенте не нужны.
Недостатки кастомизации:
- высокая себестоимость
- затраты на внедрение. Например, Adidas увеличил примерно на 30% по сравнению со стандартным производством
- растущие ожидания клиентов, связанные с возможностью модификации всех элементов товара.