Киберсквоттинг (Cybersquatting) – один из видов заработка в интернете, который представляет собой регистрацию потенциально перспективных доменных имен (как правило, содержащих торговые марки) для дальнейшей их продажи.
Зачастую киберсквоттинг путают с домейнингом, при котором регистрируются домены, содержащие не торговые марки, а слова, которые могут иметь значение для данного вида трафика. К примеру «foto», «insurance», «poker» и т.д.
Особенности киберсквоттинга
От действий киберсквоттеров могут пострадать как популярные компании и торговые марки, так и отдельные знаменитые люди (актеры, певцы, спортсмены).
Далее владелец такого домена может либо продать его обладателю товарного знака, либо использовать для привлечения трафика. Отличие всего в одном символе повлечет за собой то, что некоторый процент интересующихся людей в случае ошибки будут переходить по неверной ссылке. В данном случае доход идет от размещения рекламы. В отдельных случаях объект может подвергаться шантажу. Владелец домена может угрожать разместить на своем ресурсе какую-либо негативную информацию.
Виды киберсквоттинга
Киберсквоттинг можно разделить на 3 основных вида:
- Тайпсквоттинг – это регистрация имен, немного отличающихся от наименований уже действующих популярных сайтов. Цель данного вида бизнеса – привлечение части пользователей в расчете на их ошибку.
- Брендовый киберсквоттинг – это регистрация имен, содержащих брендовые наименования, товарные знаки и т.д. Основной проблемой является то, что данные наименования являются средствами индивидуализации, т.е. они охраняются законом. Таким образом, правообладатель вполне может обратиться в суд с иском о защите своей интеллектуальной собственности. Однако зачастую собственники предпочитают не судиться, а просто выкупить данный домен. Что и приносит киберсквоттеру прибыль.
- Защитный киберсквоттинг – это регистрация легальным владельцем целого ряда похоже звучащих с его товарным знаком доменов. Данный шаг с одной стороны может перенаправлять потенциальных посетителей на основной домен, а с другой – защищать правообладателя от несанкционированных действий других киберсквоттеров.
Основные методы
Киберсквоттинг – весьма специфичный бизнес. Ни один киберсквоттер не будет регистрировать домены, содержащие просто наборы символов. Необходимо предугадывать, какие доменные имена могут быть популярными в дальнейшем, т.е. определять перспективные домены.
В первую очередь киберсквоттеры руководствуются статистикой поисковых запросов, и, в частности, их динамикой. Значительный рост популярности какого-либо товара или торговой марки тут же влечет за собой анализ возможных доменных имен.
Информация новостных агентств о значительных корпоративных слияниях также может стать хорошим источником прибыли. При этом регистрируются домены, содержащие возможные имена компании исходя из наименований объединяющихся юридических лиц.