Кликфрод (от англ. сlick fraud – мошеннический клик) – это комплекс мероприятий, при котором клики на какую-либо рекламную ссылку совершаются лицом (или лицами), которое не заинтересовано в представленном товаре (услуге).
Появление данного вида мошенничества обусловлено значительным развитием рекламы посредством сети интернет. Значительное распространение информационных технологий повлекло за собой развитие новых способов мошенничества, и кликфрод – один из них. Объектом мошенничества являются рекламодатели, размещающие контекстную рекламу по принципу Pay per click (плата за клик). По оценкам аналитиков, в настоящее время ложными являются порядка 10-15% всех рекламных переходов.
Виды кликфрода
Исходя из перечня лиц, осуществляющих клики, кликфрод можно подразделить на следующие виды:
- Технические клики. Они представляют собой переходы поисковых систем, осуществляющие индексацию сайтов.
- Клики рекламодателей. Это переходы, совершаемые самими заказчиками данной рекламы. Основная цель данного мероприятия – поднятие кликабельности.
- Клики конкурентов. Это клики, направленные в первую очередь на вымывание рекламного бюджета, а также на неверный подсчет эффективности рекламной кампании.
- Клики со стороны представителей рекламных сетей, а также вебмастеров. Основная задача таких мероприятий – дополнительный заработок.
Основные признаки кликфрода
Ваша реклама в той или иной мере подвергнута данному виду мошенничества, если вы заметили один или несколько из следующих признаков:
- большая доля переходов с повторяющихся ip-адресов;
- большое количество переходов с сайтов конкурентов;
- большое количество быстро покидающих ресурс посетителей;
- опережающие темпы роста количества посетителей по сравнению с темпами роста покупателей;
- рост количества переходов по всем, а не по определенным ключевым словам.
Методы борьбы с кликфродом
Для борьбы с кликфродом и, соответственно, повышения эффективности рекламной кампании, применяются следующие методы:
- Узкий таргетинг. Выбор строго определенного целевого сегмента и доведение рекламы преимущественно до него снизят вероятность мошеннических действий.
- Минимизация количества рекламных площадок. Чем меньше поставщиков услуги, тем проще вам будет отследить эффективность каждого из них в отдельности.
- Ритмичность проведения рекламных компаний. Для того, чтобы с меньшей вероятностью обратить на себя внимание мошенников, а также ввести в заблуждение своих конкурентов, имеет смысл проводить рекламные компании не на постоянной основе, а с периодическими перерывами, и на каждый из периодов выделять свой отдельный бюджет. Такого рода мероприятия привлекают к себе меньше внимания и не поддаются столь эффективному анализу среди недобросовестных лиц.
Следует отметить, что рекламодатели являются не единственными жертвами кликфрода. Рекламные порталы, а также поисковики несут убытки из-за снижения доверия к своим услугам.
Таким образом, с их стороны ведется постоянная активная борьба со скликиванием. Однако в настоящее время трудно сказать, насколько она эффективна.