Язык запросов – это искусственно созданный язык, с помощью которого осуществляют запросы к поисковым системам, база данных или другим информационным системам. На данный момент таких языков немало. Все они существенно отличаются между собой и созданы для автоматизации разных процессов. Нас же интересует их применение в поиске информации.
Язык поисковых запросов
Информационно-поисковый язык (Information retrieval query language) – это набор операторов, которые позволяют формировать запросы для поисковых машин. Работа поисковых запросов сводится к манипуляциям в поисковой строке и отправке их поисковой машине на выполнение. Главная цель – улучшение и упрощения процесса поиска информации пользователем.
Применяя логические операции, префиксы для ключевых слов и других символы языка поисковых запросов может существенно сузить поисковую выдачу конкретного запроса и находить информацию по определенной фильтрации, что позволяет находить нужное, убирая лишнее.
Для того чтобы применить возможность языка поисковых запросов необязательно обладать специальными знаниями. Основные поисковые операторы, представлены на панели расширенного поиска во всех популярных поисковиках. Как правило, эта панель находиться под или над поисковой строкой. Однако в ней реализованы не все информационно-поисковые возможности. При необходимости можно прибегнуть к дополнительным операторам, которые делятся на три группы: морфологические, поискового контекста, документные. Важно понимать, что операторы в разных поисковиков имеют некоторые отличия и обозначаются по-разному. Для сравнения разберем языки поисковых запросов Google и Яндекс.
Морфология
Google: оператор «», который позволяет искать точное совпадение введенного между кавычек выражения.
Яндекс: оператор ! сразу перед словом позволяет искать точную словоформу.
Поисковый контекст
Google: OR (ИЛИ) – поиск любого слова разделенного оператором.
Яндекс: &; (И) – слова запроса объединены в одном предложении; И;И; – слова запроса объеденные в одном документе; | (ИЛИ) – поиск любых из запрашиваемых слов разделенных данным оператором; ~ (И-НЕ) – поиск слова перед оператором в предложение, которое не имеет слово после оператора; ~~ (И-НЕ) – поиск слова перед оператором в документе, которой не имеет слово после оператора.
Документные операторы
Google:
- filetype: поиск заданных слов, которые находятся в документе заданного типа;
- site: поиск заданных слов на заданном сайте;
- movie: поиск видеоматериалов;
- allintitle: поиск документов в заголовках, которых присутствуют указанное выражение;
- allinurl: поиск страниц, в адресе которых находится указанное выражение;
- define: поиск страницы, на которой данной определение указанного значения;
- link: поиск страниц, которые ссылаются на страницу указанного адреса.
Яндекс:
- title: аналогичен allintitle: (Google);
- url: поиск выражения по заданному адресу;
- site: аналогичен site: (Google);
- inurl: аналогичен allinurl: (Google);
- host: поиск стариц, размещенных на заданном хостинге с указанным выражением;
- domain: поиск заданного выражения по указанному домену;
- mine: аналогичен filetype: (Google);
- lang: поиск на заданном языке указанного выражения;
- cat: поиск указанного выражения на сайтах, которые зарегистрированы в Яндекс.Каталоге.
Проще говоря, с помощью языка поисковых запросов пользователь может настроить, КАК ему искать информацию, но для этого необходимо точно знать, ЧТО искать. Иначе нагромождать выражение операторами в поисковой строке нет необходимости.