Содержание:
Понятие «Бренд» и «Торговая марка»
Подробнее о ТМ
Подробнее о брендинге
Популярные мифы
Сходство понятий
Бренд и торговая марка: различия
Как развить свой бренд?
Итоги
Не каждый маркетолог, несмотря на опыт и навыки, точно понимает в чём разница между торговой маркой и брендом. Сегодня мы ответим на этот вопрос, разграничим понятия, отделим истину от мифов.
Понятие «Бренд» и «Торговая марка»
Торговая марка (ТМ) – особенный знак производителя, который отличает товар, категорию или компанию от конкурентов.
Часто ТМ нарисована на упаковке, но иногда ею отмечен сам товар. Разработка может включать дизайн, слоган, название товара, и всё, что будет отражать фирменный стиль компании.
Таким образом, термин товарного знака, как и логотипа, содержит ряд отличительных образов, ассоциаций компании.
Бренд – это та же маркировка, которую знает, любит потребитель. ТМ становится узнаваемой, значимой, вызывает эмоции.
Другими словами, это знак отличия, который завоевал признательность аудитории, доверие, популярность. Когда потребитель смотрит рекламу брендированного продукта, он точно может выразить своё представление о нём.
Не имеет значения, какой товар выпускает компания, он в любом случае будет пользоваться успехом, если станет брендом.
Подробнее о ТМ
Маркировка цепляет своей визуальной или аудиальной формой. Слоган, дизайн, стиль – всё это отличает товар одной фирмы от другой. Она может быть изобразительной, словесной или комбинированной. Является интеллектуальной собственностью, имеет юридический статус, нуждается в официальной регистрации, сертифицировании.
Товарный знак – основа брендинга. Без запоминающегося логотипа невозможно продвижение.
Подробнее о брендинге
Складывается от эмоций в сознании потребителей, не принадлежит производителю, так как в отрыве от аудитории ничего не представляет. Это мнения, представления, чувства, суждения.
Если о производителе или продукте положительно высказались более 20% целевой аудитории, то его считают брендом. Это достижение, которое доказывает, что потребители неравнодушны к продукции, доверяют, покупают.
Выпуская товар, производитель вкладывается в раскрутку товарного знака. Когда становится брендом, товар работает на своего создателя, принося прибыль без дополнительных вложений.
Но ТМ не всегда становится брендом. Для её развития необходимы крупные маркетинговые вложения, развитая коммуникация, фирменный стиль, качество.
Популярные мифы
- Бренд – собственность производителя.
Брендинг – это мнение потребителей о продукте. Оно, как любое суждение, весьма шатко, зависит от действий компании, качестве продукции, других факторов. Без эмоций, мыслей, чувств, доверия, сознания потребителя бренда не существует.
- Торговая марка существует всегда, бренд – нет.
Бренд может существовать без товарной марки, но та продолжает работать, даже когда продукт или услуга становится брендом.
- Бренд – лишь популярный товарный знак.
Как было сказано, оба понятия могут существовать вместе или раздельно, имеют свои различия, сходства.
Сходство понятий
Главное сходство – в единой форме. Знак становится брендом, который закрепляет функции продукта, а его можно узнать по изобразительному товарному знаку.
Бренд и торговая марка: различия
- Главное отличие – во взаимодействии с аудиторией. Покупая продукцию, отмеченную знаком, люди руководствуются логикой, пользой, выгодой. Брендированная продукция – это эмоции, статус, престиж.
- Маркировка нейтральна. Брендированный продукт всегда несёт положительные или отрицательные впечатления.
- ТМ создаётся специально, с участием маркетологов и просто передаёт информацию. Бренд складывается стихийно, несёт идею, которая влияет на поведение аудитории.
- Цикл жизни. ТМ существует, пока имеет сертификат и регистрацию. Бренд бессмертен в сознании людей. Многие товарные логотипы известных фирм потеряли актуальность, идею, за них не готовы платить. Бренды продолжают помнить даже после ухода с рынка.
- Брендинг приносит прибыль, мотивируя людей на покупку. Маркировка с логотипом требует вложений на своё создание, регистрацию, продвижение. По сути, маркировка обеспечивает полное владение продуктом и прибылью.
Как развить свой бренд?
Развитие требует огромных маркетинговых и коммуникационных вложений. Необходим дизайн, фирменный стиль, стратегия поведения. Анализ аудитории, маркетинговые исследования, активное участие в жизни общества, социальных сетях или просто внутри фирмы.
Виды брендинга по деятельности организации:
Товары массового потребления.
Продукция пользуется большим спросом у широких масс. Это одежда, обувь, косметика, гаджеты, продукты питания. Здесь важно отличие от конкурентов.
Деловой рынок.
Бизнес-продукция отражает компанию, а продажи увеличивают репутацию.
Рынок услуг.
Брендинг на рынке услуг играет первостепенную роль. Важно не только отличаться от конкурентов, но располагать к доверию.
Интернет-услуги.
Брендинг выстраивается на взаимодействии с аудиторией, общение, быстрое реагирование на изменения.
Организации или люди.
Основа брендинга – формирование имиджа.
Итоги
Подводя итоги, назовём ещё раз, чем отличается бренд от торговой марки:
Бренд – это имя, слоган, красивый визуал, коммуникация с аудиторией. Всё это вызывает доверие, формирует лояльность, приверженность к производителю.
Брендированная вещь имеет неповторимый стиль, дизайн, имя и уникальное предложение. Главный мотиватор покупки – эмоции. Покупка придаёт статус её владельцу, приносит прибыль компании.