Что определяет количество ассортимента?
Определённость нишей
Не определённость нишей
Ошибки, связанные с количеством товара
Итоги
«Чем больше – тем лучше!» – именно так многие владельцы бизнеса отвечают на вопрос: «Сколько товаров должно быть в интернет-магазине?». Спешим сообщить – это известное заблуждение, появившееся в давние времена зарождения розничной торговли. Наш ответ такой:
«Меньше, но лучше!»
Как это работает? Сейчас объясним.
Что определяет количество ассортимента?
Когда клиент подбирает товар, он не останавливается в первом попавшимся интернет-магазине. Покупатель всегда сравнивает предложение, иногда сам магазин, и стоимость не всегда играет первостепенную роль. Спрос всегда определяет предложение, но есть и внутренние показатели, определяющие оптимальное количество товара:
– особенности рынка, товарной ниши;
– характер продукции;
– конкуренция.
Основное влияние на ассортимент оказывает выбранная товарная ниша, рассмотрим этот параметр подробнее.
Определённость нишей
Раскрутка интернет-магазина напрямую зависит от типа товара. Если вы развиваетесь в широкой нише с большой конкуренцией, то на продвижение понадобится больше ресурсов и времени: seo-оптимизация, контекстная реклама и т. д.
Одежда – популярная товарная ниша в широком спектре. В поиск заходит пользователь, который хочет купить простую белую рубашку. Он вбивает в строку запрос, на который получает три интернет-магазина:
На первом сайте он находит только пять рубашек.
На втором видит около двухсот, расположенных на двадцати страницей или с прокруткой «смотреть ещё».
На третьем около тридцати белых рубашек, размещённых на одной странице.
Скорее всего, пользователь выберет третий сайт, независимо от цены и качество. В первом магазине слишком мало товара для выбора, во втором – слишком много.
Подбирайте такое количество товара, чтобы у клиента был выбор, но при этом не заскучал, бесконечно пролистывая каталог.
Не определённость нишей
Это метод для тех, кто продаёт брендовый товар, количество которого ограничено производителем: старайтесь продавать как можно больше представителей марки, линейки, бренда.
Плохой подход: иметь в каталоге много топовых производителей, но при этом по два-три товара, будто вырванных из общей линейки.
Хороший подход: несколько брендов, но много товара по каждой категории, выпуску, серии.
Ошибки, связанные с количеством товара
- Слишком большой ассортимент
Пользователь заходит на сайт и не находится с выбором – так много товаров в вашем каталоге. Ему приходится долго искать, настраивать фильтры поиска, сравнивать кучу наименований – всё это громоздко, скучно и отнимает время. Вскоре клиент потеряет интерес к сайту, перейдя к более лаконичному конкуренту.
Вы можете решить эту проблему улучшив юзабилити, проработав фильтры, сортировку по характеристикам, например по цене, объёму, размеру, материалу и т. д. Но фильтров не должно быть слишком много, чтобы поиск не показался клиенту рутиной.
- Слишком маленький ассортимент
В то же время слишком узкий выбор снижает доверие клиента, он уйдёт с сайта предварительно бросив: «У вас нечего выбрать!».
Проблему можно решить, разбив товары по брендам или группам, а при ограниченном бюджете специализироваться на узкой нише. Когда вы станете профессионалом в своей сфере, добавляйте новые товары.
- Много категорий, мало выбора
Клиент в предвкушении заходит в категорию, но вместо ожидаемых 20–40 позиций, находит не более 5. Он разочарован в вашем магазине и с радостью уходит к конкурентам. Такое случается, когда владелец бизнеса стремится расширить нишу, но не готов вкладывать в это достаточно средств.
Решить проблему можно, сократив наименьшие категории или объединив их. Так вы создадите чувство наполненности для клиента.
Итоги
Спрос рождает предложение – это главный принцип торговли и формирования ассортимента. Есть три правила, которые помогут сформировать оптимальное количество ассортимента в каталоге:
- Если товар определён нишей, обдумайте юзабилити сайта, удобство поиска и удовлетворённость пользователя выбором.
- Если вы привязаны к бренду, то продавайте в зависимости от товара, а не производителя. У вас не получится поставлять больше моделей айфонов, чем есть в линейке, но вы можете поставлять для них десятки чехлов.
- Лучше меньше, но лучше! Используйте качество против количества. Лучше быть профессионалом в узкой нише, чем предоставить пару-тройку товаров из широкой.